Что делать, если звонят коллекторы и угрожают? Лайфхак как дать отпор!

Просроченная задолженность всегда становится источником неприятностей. В первую очередь они связаны с необходимостью общаться с разного рода службами взыскания. Не всегда эти контакты могут оказаться приятными. «Звонят коллекторы и угрожают, что делать?» ― если для вас этот вопрос актуален, возьмите на вооружение рекомендации ниже.

Как дать отпор коллекторам, если у вас есть просроченная задолженность

Общаясь со специалистами службы взыскания, не нужно поддаваться панике. При этом не стоит самому грубить и давать повод для проявления ответной агрессии. Не зная, что делать, если звонят коллекторы и угрожают расправой по телефону или родственникам, легко поддаться эмоциям, что чревато обоюдными оскорблениями и другими ошибками.

Делать этого не стоит, лучше сохранить спокойствие и предложить открытый диалог. Прятаться от специалистов службы взыскания также не имеет смысла, так как звонки и напоминания все равно будут продолжаться, пока вы не погасите долг.

Если в ваш адрес поступают угрозы, позаботьтесь о записи разговора и незамедлительно обращайтесь в полицию. Помните, что следователь в обязательном порядке должен принять заявление о проверке факта прямых угроз и подписать акт приема устройства, записавшего разговор.

Обратите внимание, что добросовестные специалисты службы взысканий всегда самостоятельно записывают разговор. Если сотрудник не предупредил вас об этом и даже не представился, это должно вызвать подозрения.

Коллекторы, равно как и другие специалисты по взысканию задолженностей, не имеют права угрожать. Нарушение этого требования ведет к административной или даже уголовной ответственности. Статья, по которой будет привлечен коллектор, зависит от характера нарушения:

  • угроза физическим насилием ― 119 УК РФ;
  • оскорбления ― 130 УК РФ;
  • вымогательство (просьба продать имущество или отдать все наличные) ― 169 УК РФ.

В рамках проверки угрозы могут не подтвердиться. В этом случае будет выдано официальное постановление, в котором будут изложены причины отказа в возбуждении уголовного дела. Случай отправят на рассмотрение в ФССП. Если приставы решат, что закон № 230-ФЗ был нарушен, коллектора обяжут выплатить штраф.

Как дать отпор коллекторам, если у вас нет задолженностей

Форумы 2021 пестрят темами об ошибках специалистов служб по работе с просроченными задолженностями. Часто люди спрашивают, что делать, если звонят коллекторы по чужому кредиту и угрожают, куда жаловаться.

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, первым делом сообщите специалисту, что у вас нет долгов. В случае ошибки со стороны коллекторского агентства звонки должны прекратиться. Если этого не произошло, отправьте жалобу в Роспотребнадзор и прокуратуру.

Если вам звонят по чужому кредиту, и вы знаете должника, постарайтесь с ним связаться и сообщить о наличии просроченного займа. Как правило, коллекторы прибегают к помощи друзей и родственников в надежде, что те повлияют на нерадивого клиента.

Делается это в тех случаях, когда личные переговоры с заемщиком не оказали должного эффекта. При этом вы имеете право отказаться от разговоров о чужих долгах. Если коллектор и после этого продолжит звонить, можно отправить жалобу в прокуратуру, Роспотребнадзор или профессиональное СРО НАПКА.

Что еще незаконно со стороны коллекторов

Действующие нормативные акты четко определили список запрещенных действий. Коллекторы не вправе:

  • угрожать или использовать физическую силу;
  • применять методы психологического давления и способы воздействия, унижающие честь и достоинство;
  • лгать или иным способом вводить в заблуждение о сумме долга, правилах возврата и возможных последствиях;
  • причинять вред имуществу, здоровью;
  • звонить, писать и проводить личные встречи чаще, нежели это разрешено законом;
  • раскрывать сведения о долге в том числе и через публикацию в интернете, создание надписей на стенах домов, подъездов.

Коллекторы могут встречаться с заемщиком 1 раз в 7 дней. Звонить разрешено не чаще раза за сутки, но не больше 2 раз в течение календарной недели и 8 раз в месяц. По отношению к сообщениям эти лимиты увеличены вдвое, а письма можно посылать без ограничений.

Сотрудники службы взыскания могут связываться с третьими лицами, чьи контакты указаны в договоре. Однако это возможно только до появления возражений с их стороны.

Автор:
Ольга Алексеева
Независимый эксперт. Опыт работы в ведущих банках РФ.