Звонят родственникам по займу

Просроченная задолженность доставляет массу неудобств не только кредитору, но и самому должнику. Если МФО или банк признает ее безнадежной, может для взыскания привлечь третьих лиц, действующих в интересах этой организации. Часто на данном этапе коллекторы звонят родственникам должника, надеясь таким образом повлиять на него.

Такая возможность предусмотрена законом, но регулируется рядом правил, которые агентство не должно нарушать.

Кому могут звонить коллекторы

Специалисты по взысканию задолженности в первую очередь пытаются связаться с самим заемщиком. Если этого сделать не удалось, либо должник не хочет сотрудничать, коллекторы могут обратиться к его родственникам или знакомым.

Многие задаются вопросом, законно ли это. Эксперты говорят, что да, если сам заемщик давал согласие на обработку и передачу персональных данных сторонним лицам, а также при оформлении кредита указывал номера друзей и близких в качестве контактных.

Коллекторы не должны звонить по тем телефонам, которые не были предоставлены самим должником. Кроме этого, специалисты не имеют права разглашать сведения, находящиеся под защитой банковской тайны (размер задолженности, иную важную информацию о кредите).

Например, коллекторы могут позвонить на работу должника, чтобы убедиться, что человек числится в штате организации. Но они не имеют права связываться с работодателем родственников заемщика и сообщать в ходе подобных телефонных переговоров о наличии задолженности.

Что делать, чтобы коллекторы не звонили родственникам

Если вы хотите урегулировать данный вопрос, самостоятельно свяжитесь с отделом по взысканию задолженности. Коллекторские агентства, работающие по кодексу этики НАПКА (профессиональной ассоциации), всегда заинтересованы в том, чтобы освободить человека от финансового бремени.

Специалисты могут предложить составить график для погашения долга или уменьшить размер платежей.

Если вы не брали кредитов и займов, а вам поступают звонки от коллекторов, нужно в первую очередь сохранять спокойствие.

Реальную ответственность по долговым обязательствам несет только сам заемщик и поручители. Финансовое обременение также может перейти по наследству или достаться пополам с супругом или супругой после развода.

В том случае, когда вам поступают ошибочные звонки от коллекторов, адресованные, например, бывшему владельцу номера, достаточно просто сообщить об этом специалистам агентства. Скажите, что вы не знакомы с заемщиком, и тогда телефонный номер исключат из базы.

В каких случаях коллекторы нарушают закон

Правила взаимодействия с должником прописаны в законе № 230-ФЗ. Согласно им, коллекторы не вправе контактировать с несовершеннолетними, инвалидами первой группы, людьми на лечении, недееспособными лицами и тем, кто признан банкротам.

Для связи с должником могут использоваться адресные письма, текстовые и голосовые сообщения, также допустимы телефонные переговоры, личные встречи. Однако при этом коллекторы должны соблюдать разрешенную частоту.

  1. Личные встречи нельзя проводить чаще 4 раз в месяц и 1 раза в неделю.
  2. Звонки не должны поступать чаще 1 раза в день, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц.
  3. Сообщения нельзя отправлять чаще 2 раз в сутки, 4 раз в неделю, 16 раз в месяц.

По отправке писем ограничений нет. Однако есть рамки допустимого времени для совершения звонков. Связываться в будние можно с 08.00 до 22.00, а по выходным с 09.00 до 20.00. Время рассчитывается по часовому поясу, в котором живет должник.

Во ходе разговоров и встреч коллекторы не имеют права угрожать, использоваться психологическое давление, связанное с унижением чести и достоинства.

Тем более запрещены действия, влекущие телесный или имущественный вред. Незаконным также является введение в заблуждение об уровне административной ответственности должника и иных негативных последствиях.

Если коллекторы звонят слишком часто и угрожают, или связываются по тем номерам, которые не должны знать, есть ряд мер по защите собственных интересов.

Понять, что делать в 2021 году по пресечению противоправных действий, можно на консультации у юриста. Кроме этого, рекомендуется обратиться за помощью в правоохранительные или надзорные органы.

Подать жалобу можно в полицию, прокуратуру, Роспотребнадзор или НАПКА. Если проверка выявит нарушения в действиях коллекторов, агентству грозит штраф до 500 тыс. рублей с возможностью приостановки деятельности, а должностное лицо может быть отстранено от работы.

Автор:
Ольга Алексеева
Независимый эксперт. Опыт работы в ведущих банках РФ.